Глава I. Общие положения

  1. Понятие инвалид.
  2. Понятие социальной защиты инвалидов.
  3. Законодательство защиты федерации о социальной защите инвалидов.
  4. Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов.
  5. Компетенция органов государственной власти субъектов российской федерации в области социальной защиты инвалидов.
  6. Ответственность за приченение вреда здоровью, приведшие к инвалидности.

СТАТЬЯ 1. ПОНЯТИЕ "ИНВАЛИД", ОСНОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУППЫ ИНВАЛИДНОСТИ

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

СТАТЬЯ 2. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

СТАТЬЯ 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ

Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения).

СТАТЬЯ 4. КОМПЕТЕНЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АЩИТЫ ИНВАЛИДОВ

К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся:

  1. определение государственной политики в отношении инвалидов;
  2. принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов;
  3. заключение международных договоров (соглашений) Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов;
  4. установление общих принципов организации и осуществления медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
  5. определение критериев, установление условий для признания лица инвалидом;
  6. установление государственных стандартов на социальные услуги, технические средства реабилитации, средства связи и информатики, установление норм и правил, обеспечивающих доступность для инвалидов среды жизнедеятельности; определение соответствующих сертификационных требований;
  7. установление порядка аккредитации и лицензирования организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;
  8. осуществление аккредитации и лицензирования предприятий, учреждений и организаций, находящихся в федеральной собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;
  9. разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением;
  10. утверждение и финансирование федеральных базовых программ реабилитации инвалидов;
  11. создание объектов реабилитационной индустрии, находящихся в федеральной собственности, и управление ими;
  12. определение перечня специальностей работников, занятых в области медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, организация подготовки кадров в этой области;
  13. координация научных исследований, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам инвалидности и инвалидов;
  14. разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;
  15. установление квот рабочих мест для инвалидов;
  16. содействие в работе всероссийских общественных объединений инвалидов и оказание им помощи;
  17. установление федеральных льгот, в том числе по налогообложению, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые инвестируют средства в сферу социальной защиты инвалидов, производят специальные промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, предоставляют услуги инвалидам, а также общественным объединениям инвалидов и находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным товариществам и обществам, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;
  18. установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов;
  19. формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.

СТАТЬЯ 5. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ

К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относятся:

  1. реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;
  2. принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о социальной защите инвалидов, контроль за их исполнением;
  3. определение приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития территории субъекта Российской Федерации;
  4. создание предприятий, учреждений и организаций Государственной службы медико-социальной экспертизы, Государственной службы реабилитационной индустрии, осуществление контроля за их деятельностью;
  5. аккредитация и лицензирование предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;
  6. участие в реализации федеральных программ в области социальной защиты инвалидов, разработка и финансирование региональных программ в указанной области;
  7. утверждение и финансирование перечня реабилитационных мерориятий, осуществляемых на территориях субъектов Российской Федерации, с учетом социально-экономических, климатических и иных особенностей в дополнение к федеральным базовым программам реабилитации инвалидов;
  8. создание и управление объектами в области социальной защиты инвалидов, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации;
  9. организация и координация деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов;
  10. координация и финансирование научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов;
  11. разработка в пределах своей компетенции методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;
  12. содействие в работе и оказание помощи общественным объединениям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;
  13. установление льгот, в том числе по налогообложению, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, инвестирующим средства в сферу социальной защиты инвалидов, производящим специальные промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, предоставляющим услуги инвалидам, а также общественным объединениям инвалидов и находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным товариществам и обществам, уставный капитал которых состоит их вклада общественного объединения инвалидов;
  14. установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  15. формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.

Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут по согласованию передавать лруг другу часть своих полномочий в области социальной защиты инвалидов.

СТАТЬЯ 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ, ПРИВЕДШЕГО К ИНВАЛИДНОСТИ

За причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности, лица, виновные в этом несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.