Детский взгляд на мир





Частые недопонимания и конфликты между детьми любого возраста и родителями не могут не тревожить обе стороны. Часто такая ситуация складывается из-за того, что родители не понимают особенностей детского мировоззрения.

Отличия детского взгляда на мир

В разном возрасте ребенок воспринимает мир по-особенному. Например, для младенцев характерно восприятие мира через физические особенности. Для него смысл жизни состоит в удовлетворении своих первичных потребностей. В дальнейшем для ребенка центром мира становится мама, которая проводит с ним больше времени и удовлетворяет его запросы. Однако, даже у самых маленьких детей существует эмоциональная связь с родителями, чаще всего с мамой. Нередко дети реагируют на изменения в настроении и самочувствии матери. Это говорит о том, что эмоциональное восприятие мира существует и у младенцев.

По мере взросления ребенок начинает строить себе картину мира. Для мировоззрения ребенка разного возраста свойственны такие особенности, как:

  1. Ребенок, особенно младшего возраста, воспринимает все буквально. Ему необходимо доносить информацию конкретно, не используя различных фраз с переносным смыслом, не оставлять ребенка додумывать смысл сказанного самостоятельно. Очень часто при использовании родителями такого приема, как «подумай над своим поведением», происходит недопонимание и дальнейший конфликт. С ребенком необходимо проводить анализ различных поступков, ситуаций совместно. Очень важно родителям убедиться в том, что ребенок принял информацию именно так, как она была ему преподнесена;
  2. Для ребенка центром мира является он сам. И это не ошибка воспитания, это всего лишь особенности детской психологии. Ребенок не способен поставить себя на место другого человека в конкретной ситуации, не может посмотреть на нее с другой стороны. Для ребенка существует только его позиция и его точка зрения. Родителям нужно с уважением относиться к существованию у ребенка собственного мнения с раннего возраста. Ребенку важно дать понять, что кроме него существуют другие люди со своим мнением, со своими интересами. С возрастом ребенок примет это и начнет считаться с интересами окружающих;
  3. Мир ребенка наполнен фантазиями. Начиная фантазировать, ребенок часто не может остановиться вовремя. Поэтому он часто может путать реальность с воображением. А это приводит к проявлениям лжи. Поэтому родителям, которые сталкиваются с враньем ребенка, необходимо выяснить, происходит это намеренно или от неумения ребенка разграничивать реальность и фантазию.

Этапы формирования детского мировоззрения

Все события, которые происходят с ребенком на протяжении первого года жизни, чаще всего бесследно стираются из его памяти. Поэтому, первый этап развития мировоззрения можно связать с началом его самостоятельной ходьбы и развитием речи. Теперь ребенок может познавать мир самостоятельно, а также выражать свои мысли и эмоции более связанно. Родителям на этом этапе необходимо в простой, лучше всего игровой, форме объяснить ребенку все процессы, происходящие округ, а также открыть для него мир собственных чувств и эмоций, а также существование чувств других людей.

Дальнейшее становление мировоззрения ребенка происходит с началом его школьной жизни. В этот период ребенок становится более самостоятельным, начинает сам расставлять приоритеты, а также самостоятельно действовать в различной ситуации. На данном этапе ребенок пробует оценивать свои возможности, а также видит слабые стороны.

Следующий этап – это становление личности ребенка в период его полового созревание. Здесь у ребенка, чаще всего, формируется окончательный образ мыслей, модель его поведения. Ребенок также непрерывно изучает мир и рисует свою картину мира, но делает это более осознанно, с ориентацией на дальнейшую жизнь.

Задачей родителей на протяжении жизни ребенка является его ориентация в жизни, помощь в составлении правильной картины мира, формировании представлений о качествах личности. Однако не стоит ограничивать самостоятельность ребенка в желании постигать мир и учиться на собственных ошибках. Это поможет ему в дальнейшем самостоятельно справляться со всеми возникающими трудностями.