Помогаем ребенку заговорить рано и правильно



Несомненно, что все родители желают услышать от своего чада первые слова как можно раньше. Что уж говорить о четкой дикции и правильной речи, отсутствия дефектов?

Как же сделать так, чтобы малыш заговорил рано и правильно, с наименьшими ошибками или даже вовсе без них?

Прежде чем придет время для развития речи как осознанного и четко организованного процесса, пройдет немало дней. Но основы культуры речи необходимо закладывать с ранних лет, учитывая возрастные психофизиологические особенности маленького человека. Формирование многих отделов головного мозга происходит у детей постепенно. Чтобы развитие происходило, нужны постоянно поступающие стимулы из внешнего мира. Поэтому так важно, чтобы они были регулярными.

Что делать нужно?

  1. Разговаривать с ребенком. Малышу необходимо слышать речь близких ему людей. Так маленький понимает, что он не один, что вокруг него есть живые объекты (мама, папа, бабушка…) и объекты неживой природы (кроватка, погремушка и т. п.). Именно взрослый знакомит ребенка с окружающим миром, озвучивая предметы и действия. Так, мама, купая малыша, говорит: «Вот какие у тебя ручки. Сейчас мы их помоем…» При этом мама дотрагивается до каждого участка тела ребенка, произносит слова с разной эмоциональной окраской. Просто говорить с детьми, когда они бодрствуют в своих кроватках, петь им потешки и песенки может каждый взрослый. Обязательно меняйте окраску голоса, добавляя хорошей эмоцией. Для малыша подобные манипуляции очень важны.

    Многочисленные эксперименты доказали, что на развитие речи, прежде всего, влияет общение со взрослым. Причем именно эмоциональный центр играет решающую роль на ранних этапах развития речи.

  2. Основа успеха – развитие мелкой моторики. Давние исследования говорят, что рука – «орган речи». Подобное утверждение связано и с особенностями строения головного мозга. Центры, которые отвечают за работу рук, и центры речи находятся рядом. Краски пальчиковые, игры с пирамидками, шнуровки и пуговки тренируют маленькие ручки. Позвольте маленькому повозиться в крупе, перебирать ее пальчиками, мять, кидать. Удовольствие малышу гарантировано. Не бойтесь за беспорядок и мусор. Такие «занятия» не пройдут даром. Исследуйте с детьми различные поверхности (гладьте собачек и кошек, трогайте стволы деревьев и камушки…). Массаж ручек и пальчиков не будет лишним и поможет заговорить ребенку раньше.
  3. Читайте книжки! Они должны быть легкие и доступные для понимания. В твердых обложках, с яркими картинками.
  4. Чаще вовлекайте ребенка в бытовые процессы. Замешивайте тесто и лепите печенье с малышом, вешайте белье с помощью прищепок, перебирайте крупу, собирайте мелкие предметы, вытирайте пыль. Простор деятельности большой. Раньше мелкая моторика развивалась в быту. Теперь же, в погоне за простотой, современные дети все меньше что-то делают сами, своими руками. Современная жизнь облегчает и упрощают процесс осваивания. Липучки вместо шнурков (так быстрее), замки вместо пуговиц (так легче). Но главное здесь – постепенное освоение сложных действий путем многократного повторения. Это основа развития речи малыша.

Что делать нельзя?

  1. Сюсюкать и подражать речи ребенка. Часто взрослые, умиляясь незамысловатым выражениям своих детишек, невольно поощряют формирование неправильной речи.
  2. Называйте вещи и предметы правильно. Машина – это машина, собака – это собака. Если ребенок привыкнет к такому общению, то исправлять речь не придется.
  3. Критиковать за неправильно сказанное слово.

Успехов вам!