Как объяснить ребенку что нет причен бояться

Маленькие дети редко испытывают страх. Они безбоязненно могут подойти к чужой собаке, чтобы погладить ее. Они скачут со стульев на столы, бегают по улицам с интенсивным движением. Они легко попадают во все мыслимые опасные ситуации, потому что еще не могут распознать и предусмотреть опасность. На втором и третьем году жизни по мере накопления собственного опыта, в результате развития воображения, умения фантазировать и после пережитых сновидений дети начинают чаще испытывать чувство страха. Их испуг проявляется обычно в незнакомых и непрогнозируемых ситуациях. Определенную роль в возникновении чувства страха играет и физическое состояние детей (усталость или плохое самочувствие).

Родители часто жалуются, что с детьми особенно много хлопот вечером, когда они не отпускают родителей от своей постели. Они просят не закрывать дверь в детскую комнату, хотят видеть полоску света или вообще не могут заснуть иначе как в кровати мамы или папы.

В этом случае вполне допустимы временные компромиссы. Если дети боятся темноты, можно оставлять в их комнате включенный ночник. Конечно, при этом исключаются повторное вставание или игры. Можно также в течение нескольких недель оставлять дверь в детскую неплотно закрытой. Такие компромиссы были бы непедагогичны только в том случае, если бы ребенку пришлось каждый вечер «отвоевывать» их заново. В некоторых случаях можно посоветовать несколько вечеров проводить у постели ребенка, пока он не заснет. А потом страхи пройдут сами по себе.

Маленькая Марика была с родителями в гостях. И когда ребенка уложили спать в незнакомой темной комнате, девочка начала жалобно плакать. Заглянув в комнату, родители увидели, что стоящее за окном дерево отбрасывает через светлые гардины странные движущиеся тени на противоположную стену. Это так напугало ребенка, что мать решила в этой необычной ситуации остаться с девочкой (предварительно объяснив ей это явление), пока та не заснула.

Под влиянием сказок, историй или услышанных разговоров взрослых ребенок иногда рисует в своем воображении различные угрожающие ситуации, от которых потом не может освободиться. Поэтому надо очень тщательно подбирать истории «на сон грядущий», которые читают или рассказывают детям.

Если же ребенка в конкретной ситуации вдруг охватывает страх, родители с помощью маленьких компромиссов, терпения и понятных малышу объяснений обычно помогают ему избавиться от испуга.

Маленький Франк в полтора года неожиданно испугался пылесоса, хотя раньше очень радовался, когда родители включали его. Подумав, как приучить ребенка снова не бояться этого внушающего ему страх предмета, родители поступили следующим образом. Уборку временно приостановили, а пылесос снова поставили на свое место за занавеской. Через час, когда ребенок явно забыл про страшную вещь, мать взяла Франка на руки и обошла с ним всю квартиру, рассказывая про разные предметы: «Это шкаф, а это лампа. Вот так включают и выключают свет. А здесь, за занавеской, веник, а рядом пылесос, который делает так—«у-у-у».

Осмотр повторили несколько раз. Когда у ребенка исчез всякий страх при виде пылесоса, его снова установили на пол. Франк, находясь в полной безопасности у матери на руках, мог рассмотреть пылесос со всех сторон. Потом, не отпуская ребенка с рук, ему показали включенный пылесос, и, наконец, тщательно приглядевшись к источнику своих страхов, Франк осмелился подойти поближе к ревущему агрегату. Таким образом удалось постепенно, шаг за шагом, преодолеть внезапно возникшее у ребенка чувство страха.

Аналогично надо действовать и в других сходных ситуациях. Здесь очень важно просто и доходчиво объяснить ребенку, что у него нет причин бояться, так как он находится под защитой родителей.

К оглавлению "Первые три года жизни"