Как сделать так, чтобы малыш чувствовал себя защищенным

Родители приходят после работы домой. Едва войдя в комнату, трехлетний ребенок хватается за свои строительные кубики, а младший требует, чтобы ему немедленно дали попить. А родители еще даже раздеться не успели и сумки не поставили. В такой ситуации на детей часто выплескивается раздражение, потому что родителям кажется, что после тяжелого дня этого они уже не выдержат.

Но ведь и дети, проводя день в яслях и детском саду, наполнены новыми впечатлениями. Им нужно внимание родителей, чтобы осмыслить все увиденное и услышанное. И детей надо обязательно выслушать, дать им выговориться, иначе раздражение и напряженность захлестнут обе стороны. Такая ситуация требует от родителей терпимости к детям, понимания их проблем, готовности разделить их с ними. Если у детей вдруг все не ладится, они устали и недовольны собой и всем миром, надо приласкать их, постараться остаться спокойными и помочь детям именно в том, что у них не получается. Надо вселить в них мужество или отвлечь от проблем каким-нибудь интересным занятием. В результате они быстро придут в норму.

Те, кто уже пробовал подобным образом решать эти проблемы, знают, что такой подход буквально творит чудеса. Родители в любом случае не должны допустить, чтобы в критических ситуациях их нервозность подпитывалась нервозностью ребенка. Нельзя терять контроль над собой, повышать голос и тем более давать волю рукам. Ребенок — существо более слабое, самый незащищенный член семейного сообщества, эмоционально крайне зависимый от родителей — очень страдает от неконтролируемых поступков родителей, и безудержный родительский гнев может сильно напугать его.

Наряду с покоем, любовью и нежностью ребенку в семье нужны радость и эмоциональный подъем. В повседневной жизни (особенно в воскресенье) есть множество мелочей, которые могут порадовать вас вместе с ребенком. Например, малыш построил с величайшим старанием высокую башню из кубиков. Теперь может с радостью развалить ее. Родители могут порадоваться вместе с трехлетним ребенком, если наконец-то вечером его штанишки остались сухими. Маленькие дети особенно благодарны взрослым за любую веселую выдумку для них. Только в гармоничной семье, где царят уважение, доверие, терпимость и любовь друг к другу, ребенок может научиться быть счастливым. В такой семье ребенок чувствует себя комфортно и защищенно. Это возможно и в неполной семье, где мать или отец в одиночку воспитывают одного ребенка или нескольких детей. Необходимо учитывать то обстоятельство, что образ жизни в семье оказывает решающее влияние на мышление, чувства и поступки детей. Но как организовать жизнь в семье, чтобы на занятия с детьми оставалось как можно больше времени?

Ведение домашнего хозяйства, безусловно, требует много времени. Надо ходить в магазин, выполнять множество других необходимых дел. Немного времени должно остаться у родителей и для самих себя.

При хорошем планировании домашних дел можно так распределить необходимые виды работ по дому (например, уборка или стирка) на неделю, чтобы выходные дни оставались относительно свободными. Там, где в квартире постоянно поддерживается порядок, вовсе необязательно делать уборку каждый день. И нужно ли при наличии холодильников каждый день закупать продукты? При равномерном распределении домашних обязанностей между супругами и их обоюдном участии в воспитании детей можно высвободить максимум времени для себя и детей.

В семье С. заведено, что все необходимые покупки делает тот из супругов, кто позже кончает работу, чтобы другой мог сразу после окончания рабочего дня пораньше забрать детей из детского сада и яслей. Обычно это делает фрау С, так как у нее более короткий рабочий день, чем у мужа. Но и отец частенько забирает детей. Когда дети в сопровождении взрослого приходят домой, сначала все отдыхают. Дети рассказывают о событиях дня, играют вдвоем или с соседскими детьми, которые часто приходят в гости. При этом никому не мешает работающая стиральная машина. Белье развесят в ванной позже, когда дети лягут спать. До ужина все еще раз отправляются на улицу, где дети, под контролем одного из родителей, играют в мяч или катаются на велосипеде, самокате и т. п. Зимой хорошо покататься на санках. А в это время другой взрослый готовит ужин. Около 6 часов обычно ужинают, причем дети помогают накрывать на стол. Потом они, уже готовые ко сну, смотрят вечернюю сказку. В промежутке один из родителей моет посуду, затем детей после коротких напутствий и с ласковыми словами укладывают спать. Все остальные виды домашней работы родители выполняют сообща, так что у них еще остается время и для себя. Иногда бывают отступления от этого ритма, но это вполне поправимо, потому что оба супруга чувствуют себя ответственными за воспитание и уход за детьми, а также за ведение домашнего хозяйства. А поскольку оба понимают толк в уходе за ребенком и в домашнем хозяйстве, то времени хватает на все.

К оглавлению "Первые три года жизни"