Как приучить ребенка к самостоятельности

Косвенно воспитание у малыша самостоятельности начинается уже в первый день его жизни, когда стараниями родителей создается теплая, дружелюбная атмосфера в семье — важнейшая предпосылка для оптимального развития ребенка. Необходимо использовать все возможности, чтобы познакомить ребенка с окружающим миром. Так, к концу первого года жизни ребенка во время занятий с ним, при одевании и раздевании, купании, кормлении, во время игры следует называть ему все предметы, с которыми он соприкасается. Все действия необходимо комментировать простыми и одними и теми же словами, чтобы ребенок постепенно запоминал их, пополнял свой словарный запас и расширял таким образом свои знания об окружающем мире. Надо также всегда обращаться к ребенку по имени, чтобы он хорошо его знал.

В восемь месяцев ребенок начинает ползать и совершать ознакомительные путешествия по квартире, поэтому его игрушки следует хранить в легкодоступном для него месте, например в нижнем ящике шкафа. Малыш с удовольствием отыщет их и может вволю наиграться самостоятельно. К концу первого года жизни, когда ребенок начинает все более активно участвовать в совместной деятельности с родителями, можно постепенно приучать его убирать свои игрушки на место.

Просьбы матери или отца подать им тот или иной предмет, название которого уже известно ребенку, выполняются им с радостью. Получив названную вещь, один из родителей кладет ее на виду у малыша на свое место. Вскоре роли могут поменяться: ребенок, получив какую-либо вещь, кладет ее на свое место. При этом родители должны громко выразить свою радость в связи с успешно выполненным заданием. Так в игре и при постоянном повторении действий ребенок учится справляться с заданиями, у него формируются привычки. Конечно, все это требует немалого времени. Для родителей быстрее было бы самим убрать игрушки. Да и вышло бы получше. Однако если родители не начнут именно в этом возрасте приучать ребенка самостоятельно убирать игрушки, превращая обязанность в увлекательную игру, то позднее им будет очень трудно добиться того, чтобы малыш сам убирал за собой игрушки и ощущал потребность приводить свои вещи в порядок. Не менее важен, конечно, и пример родителей. Когда, повзрослев, ребенок начинает понимать, что после игры необходимо все привести в порядок, а каждая вещь в доме имеет свое место (например, место для снятых ботинок), он только тогда будет придерживаться этих правил, если все члены семьи выполняют их в равной мере. Так через игру, путем формирования привычек и не в последнюю очередь в результате доброго примера родителей у ребенка воспитываются необходимые личностные качества, которые приближают родителей к реализации целей воспитания.

С самого раннего возраста необходимо подводить детей к решению простых задач, чтобы постепенно приучать их к выполнению определенных требований. Этим обеспечивается появление у детей чувства успешного преодоления трудностей — важное условие для укрепления веры в свои силы. Ребенок, который научился выполнять определенные задания, сможет легче приспособиться к требованиям детского дошкольного учреждения и отдать больше энергии учебному процессу, чем ребенок, не приученный к этому.

Ставя перед ребенком определенную задачу, необходимо следить за тем, чтобы не перегружать его. Маленькие дети, в пределах своих возможностей, с большим удовольствием перебирают свои вещи. Поэтому очень важно, чтобы у каждого ребенка был свой уголок, свой шкафчик или ящик, где он мог бы хранить свои «сокровища», вытаскивая их и снова убирая на место. Если же множество больших и малых вещей будут равномерно распределены по всей комнате или в целой квартире, то даже для четырехлетнего ребенка было бы непосильной задачей собрать их все в одно место. В зависимости от темперамента ребенок с рыданиями или возмущенно может заявить, что он это сделать не в состоянии.

Внимание к малышу и умелое обращение с ним позволит избежать многих волнений и создаст условия, при которых любое требование будет формулироваться в позитивном ключе. Только в этом случае ребенок с самого начала будет воспринимать эти требования с большой готовностью, осознавая, что его правильно понимают.

В конкретной ситуации можно, например, сформулировать требование к малышу в такой форме: «Ты замечательно разложил свои игрушки, но скоро надо все снова убрать на место. Давай я тебе помогу». А когда начинать уборку —сразу или минут через десять после этих слов — зависит от ситуации.

В возрасте полутора или двух лет ребенка можно постепенно приучать помогать накрывать на стол. Его можно попросить «очень осторожно» относить на стол чашки, блюдца, тарелки (не от парадного сервиза). Малышу надо обязательно дать почувствовать, что его помощи все очень рады. Не следует скупиться на похвалу, а если чашка или тарелка иногда превратятся в осколки, не стоит гневаться. Нужно пожалеть испуганного ребенка, а не вздыхать о разбитой посуде. Принимая «помощь» малыша, родители должны понимать, что поначалу это им прибавит работы.

Важно своевременно приучить ребенка самостоятельно есть. Когда во второй половине первого года жизни ребенок начинает получать первые твердые комочки пищи, учится жевать и уже может самостоятельно сидеть на своем стульчике или в манежике, ему уже можно давать в руки печенье или даже булочку. И пусть он в одиночку постарается «расправиться» с пищей. Конечно, родители должны наблюдать за этой «борьбой», чтобы вовремя прийти на помощь, если ребенок, например, подавится.

После таких первых самостоятельных попыток утолить голод все вокруг будет усеяно крошками, но ведь необязательно проводить такую «тренировку» на ковре в гостиной!

В возрасте около года можно уже давать ребенку самостоятельно есть кашу (пюре). Сначала, конечно, потребуется более значительная помощь со стороны родителей, чем в случае с хлебом. Для годовалого ребенка поднести ложку ко рту — задача весьма сложная, требующая больших усилий, и родители должны проявить максимум терпения. Ребенок должен усвоить, что процесс еды — это не игра и результатом его должно быть насыщение. Поэтому, чтобы ребенок научился есть, необходимо давать ему ровно столько пищи, сколько он может съесть, чтобы быть сытым, иначе, при избытке каши или хлеба, ребенок обязательно начнет играть с едой. Конечно, воспитание требует времени! Но кто пожалеет его, зная, что ребенка всему еще надо научить?

К тому же надо иметь в виду, что у детей сильно развита подражательная способность. Они стремятся помочь родителям в любом домашнем деле. Очень важно в подходящей ситуации позволять малышам действительно помогать взрослым. А игрушки, имитирующие домашнюю утварь, побуждают детей действовать самостоятельно.

Ребенок должен также своевременно научиться самостоятельно одеваться и раздеваться. Сначала надо обязательно очень точно показать малышу, что он должен делать. После того как он освоит отдельные движения, необходимо положительно настроить его на выполнение каждого задания. Важно при этом, чтобы ребенок ощущал доверие родителей к себе. Поэтому обращаться к ребенку в этом случае надо таким образом, чтобы в высказывании родителей звучала положительная мотивировка, например: «А теперь ты можешь раздеться самостоятельно, а потом мы пойдем купаться».

В возрасте от двух до трех лет у ребенка проявляется выраженная потребность многое сделать самостоятельно. И формулировка «ты можешь» отвечает стремлению ребенка, способствует его развитию. Каждый самостоятельный поступок малыша обязательно нужно отмечать и хвалить его за это.

Снял ребенок самостоятельно колготки — необходимо сразу же похвалить его, даже если пришлось терпеливо ждать, пока он закончит эту еще трудную для него процедуру. Только так можно помочь ребенку. Только так он с радостью будет выполнять необходимые действия. А это, в свою очередь, прибавит ему уверенности в себе и сделает его самостоятельным. Главное, чтобы родители каждый день давали ребенку почувствовать, что он уже в состоянии самостоятельно сделать то или другое дело.

Самостоятельный, уверенный в себе ребенок легче адаптируется в окружающем мире. Он открыт для новых впечатлений и нового детского опыта. С этой точки зрения воспитание самостоятельности одновременно становится и подготовкой ребенка к яслям и детскому саду.

К оглавлению "Первые три года жизни"