Этапы развития ребенка до года

Темп развития ребенка в первый год жизни просто поразителен. Однако родители не должны ограничиваться ролью наблюдателей. Их задача, как уже подчеркивалось,— различными импульсами и занятиями помогать малышу в его постижении мира. Достижения ребенка на первом году жизни во многом определяются тем, в какой степени он уже может действовать в предметно-практической сфере и вступать в эмоциональный контакт с другими людьми, в первую очередь со своими родителями. Очевидно, что для физического и умственного развития малыша на основе устойчивого и прочного эмоционального контакта родителей с ребенком, необходима совместная практическая деятельность. Этим активизируется работа головного мозга ребенка, осуществляется его тренировка. Эта совместная практическая деятельность в первые три месяца жизни ребенка в основном определяется самыми элементарными потребностями детского организма, которые отражаются в ощущениях ребенка, таких, как чувство голода, жажды, жары, холода или боли, и на которые он реагирует врожденными реакциями. Уже с первых дней жизни для ребенка начинается процесс обучения, в ходе которого он посредством органов чувств воспринимает информацию из окружающего мира. Эта информация может вызывать в нем чувство удовольствия или неудовольствия, ответом на которое служит соответствующая реакция ребенка.

Каждое действие по уходу за ребенком должно с самого начала быть и нежным знаком внимания к нему; оно должно сочетаться с ласковым обращением к ребенку, поскольку таким образом повышается активность малыша. Такое обращение стимулирует деятельность мозга и нервной системы и способствует общему развитию ребенка. Рассмотрим теперь первые этапы развития ребенка и формирование его двигательных умений.

Первый месяц

Новорожденному с крепким телосложением уже под силу из положения лежа на животе на короткое время приподнять головку и повернуть ее в сторону. Каждая мать, каждый отец счастливы наблюдать за этим первым успехом своего малыша.

Это упражнение следует практиковать и дальше, для чего при каждом пеленании ребенка его необходимо класть на живот и следить за тем, чтобы его руки были вытянуты вперед. Родители могут также класть ребенка на собственное тело. Подобная тренировка приводит к тому, что уже в конце первого месяца ребенок может приподнять головку из положения лежа на животе и удерживать ее по меньшей мере три секунды. При этом он напрягается, так как приподнятая головка дает ему возможность больше увидеть. Родители должны награждать его усилия ласковыми, ободряющими словами.

В конце первого месяца ребенок начинает фиксировать глазами предметы. Он поворачивает головку в направлении света и предметов, которые движутся вблизи от него.

После кормления грудью, при кормлении из бутылки, пеленании младенец осматривается с таким усердием, как будто хочет за один раз рассмотреть все свое окружение. Одновременно развивается и его слух. При неопределенных звуках младенец прекращает движение и очень быстро успокаивается, услышав, например, голос матери или отца.

Второй месяц

В тесной взаимосвязи развиваются моторика и умственная деятельность младенца. Если у ребенка есть возможность часто рассматривать свое окружение во время бодрствования из положения лежа на животе, оптические раздражители заставляют его снова и снова поднимать головку, еще больше напрягаться и открывать для себя все новые горизонты. В два месяца вместе с головкой младенец начинает поднимать плечи, опираясь при этом на предплечье. Кулачки при этом еще сжаты. Опираясь на руки, ребенок уже может держать головку значительно дольше — важная предпосылка для возбуждения любопытства к окружающему миру, изучение которого таким образом углубляется. Если мускулатура ребенка достаточно окрепла, поднимая его, можно уже больше не поддерживать ему головку, а брать его двумя руками за туловище так, чтобы он держал головку самостоятельно.

Третий месяц

В конце третьего месяца зрение и слух получают такое развитие, что ребенок уже в состоянии внимательно следить за движущимся предметом или за людьми, а также тщательно прислушиваться к речи.

Теперь уже он сам начинает издавать различные звуки, понемногу бормотать. Он узнает знакомые лица, улыбается им или, едва увидев, начинает дергать ножками. Этими первыми звуками, улыбкой и радостным подергиванием ножками ребенок пытается самостоятельно установить контакт с матерью и другими людьми из своего окружения. В четыре — шесть месяцев на основе приобретенного опыта и все углубляющегося изучения внешнего мира, а также в результате занятий с различными предметами детский мозг становится все более восприимчивым к новым впечатлениям, ощущениям и информации. Любопытство и тяга к новым познаниям являются выражением интенсивного процесса обучения.

Четвертый и пятый месяцы

На четвертом и пятом месяце ребенок начинает поворачиваться на бок и на спину из положения лежа на животе. Если дать ему руку, он пытается подтянуться на ней. Малыш старается схватить протянутые ему предметы и поиграть с ними. На четвертом месяце начинают заниматься гимнастикой для младенцев. Это хорошая возможность развить естественное стремление ребенка двигаться. Такая гимнастика благотворно влияет на общее физическое и умственное развитие ребенка и доставляет ему удовольствие. Для овладения гимнастикой ребенку снова придется немного потрудиться, чтобы освоить новые для него движения. Родители должны постоянно подбадривать его во время гимнастики и хвалить при всякой успешной попытке. Информацию о соответствующих возрасту упражнениях можно получить в женской консультации.

Теперь ребенок уже может короткое время с некоторой поддержкой сидеть на коленях у родителей и держать головку прямо. Начинает работать и память: ребенок узнает знакомые лица и предметы. Более дифференцированным становится выражение чувств: например, при виде еды ребенок отчетливо проявляет радость. Он реагирует, если родители «делают ему плохо», мимикой и жестами показывает, что его надо поднять. Совершенно очевидно, что с пятимесячным младенцем надо обращаться совершенно по-другому, чем с двух- или трехмесячным.

Шестой и седьмой месяцы

После полугода удлиняются периоды бодрствования ребенка, что приводит в оптимальных для его развития жизненных условиях к повышению его активности, а все функции продолжают совершенствоваться.

На шестом и седьмом месяце ребенок, лежа на животе, опирается только на ручки, причем они уже не сжаты в кулачки. Более свободными становятся движения головы и плеч, что расширяет радиус действия младенца. Поворачиваясь, перекатываясь на живот или на спину, ребенок может добраться до ближайших к нему вещей, и ему уже удается взять в каждую руку по предмету.

В этом возрасте во время продолжительного бодрствования ребенок лучше всего чувствует себя на одеяле на полу или в своем манежике. Там он в полной безопасности. Отсюда удобно наблюдать за тем, что творится вокруг, и ничто не стесняет его движений. В регулярные часы бодрствования, чтобы с раннего возраста усвоить разницу между местом для сна и местом для игр, ребенок не должен долго оставаться в кроватке. В противном случае у него могут сформироваться неправильные стереотипы поведения в период сна, такие, как затрудненное засыпание, частые пробуждения ночью и др.

На этой «игровой площадке» на полу ребенок может вволю самостоятельно заниматься своими игрушками. Погремушки, игрушки с пищалками, кольца для зубов должны быть ярко окрашены, легко отмываться и не иметь острых углов и краев. Размер игрушек должен быть таков, чтобы малыш не мог проглотить их, ведь в этом возрасте все исследуется с помощью рта.

Некоторые дети уже в полгода могут самостоятельно сидеть. Если малыш делает попытки сесть без посторонней помощи, это стоит всемерно поддерживать. Однако чаще бывает, что дети охотнее стоят, чем сидят. Спина должна сначала достаточно окрепнуть, чтобы ребенок мог держаться прямо без посторонней помощи. Обычно это происходит на восьмом месяце. До этого момента лучше тренировать ребенка в положении лежа на животе. Одновременно это станет импульсом для формирования готовности ребенка потрудиться. Он буквально заставляет себя держать головку все время высоко, чтобы все видеть вокруг. Бормотание ребенка становится все более выразительным, и малыш проявляет заметное неудовольствие, когда у него забирают игрушки. Если показать ребенку зеркало, он получит большое удовольствие, наблюдая свое отражение и подражая мимике родителей. Потребность в подражании— это еще одна важная сторона процесса обучения.

Восьмой и девятый месяцы

На восьмом и девятом месяце малыш начинает самостоятельно переворачиваться со спины на живот, подтягиваться на сетке манежа до вертикального положения, а также самостоятельно ложиться и садиться.

Ребенок становится все более подвижным. Он начинает ползать и стремится выбраться за пределы своего «пятачка». Этому стремлению надо, безусловно, идти навстречу, устранив все возможные источники опасности, так как с увеличением радиуса его передвижений возрастает опасность получить травму. Иначе в один момент ваза с цветами может оказаться на полу или ребенок заиграется вблизи электрической розетки. Родители должны предвидеть возможные опасности, угрожающие здоровью ребенка, и своевременно устранять их.

Очень важно, чтобы в регулярные периоды бодрствования у ребенка была возможность свободы передвижений и физической тренировки. Это поможет ему накопить столь необходимый опыт знакомства с различными вещами из его окружения. Поддержать ребенка в стремлении познать вещественный мир можно, привлекая его внимание к новой игрушке или неизвестному интересному предмету. Надо побудить ребенка самостоятельно добраться до вожделенной цели, которая может быть либо в руках у родителей, либо стоять в определенном месте (стульчик, горшок, место для пеленания). При этом не стоит скупиться на похвалу и подбадривающие реплики.

Непрерывно совершенствуется и умственное развитие ребенка. Он по-разному реагирует на незнакомых людей, улыбается старшим детям и восхищенно наблюдает за их играми. Память ребенка необходимо тренировать соответствующими играми. Можно, например, спрятать что-нибудь в полый кубик или коробочку на глазах ребенка, затем ненадолго отвлечь его внимание, а потом попросить найти спрятанное. У такой игры множество вариантов, она доставит удовольствие и малышу, и родителям, побудит ребенка к активности и углубленному изучению окружающего мира.

Малыш начинает подражать незнакомым звукам. Его активность в этих случаях заслуживает одобрения и поддержки родителей. Он уже произносит удвоенные слоги: «ма-ма», «па-па». Когда его спрашивают о маме, папе или других членах семьи, ребенок уже может показать на них, а услышав свое имя, живо реагирует и на это. Первоначальная реакция рефлекторно связана со звучанием слова, но только таким путем ребенок может постепенно научиться понимать и смысл слова, реагируя на него соответствующим образом. Поэтому, повторяя отдельные слова, малыша приучают к их звучанию. Например, ему говорят: «Похлопай в ладоши» — и он хлопает; «Покажи, какой ты большой»—и он поднимает руки вверх; «Нет-нет»—и он качает головкой.

Необходимо развивать у ребенка способность учиться выполнять двигательные операции, используя для этого сочетания речевых формулировок с определенным действием. Например, снимая с ребенка кофточку, говорят: «Подними ручки»; надевая ползунки: «Вытяни ножки». И т. д. При этом ребенок быстро учится не только выполнять команды родителей, но и осознанно двигаться. Он знакомится со значением новых слов и пополняет пассивный словарный запас. И для этого надо использовать любую возможность.

От десяти до двенадцати месяцев

В этом возрасте описанная выше реакция на часто употребляемые слова уже становится ответом на простейшие команды. Так, слова «нет, нет!» для ребенка являются сигналом прекратить определенное действие, если при этом родители целенаправленно не дают ему совершить это действие (например, схватить горшок с цветами). Подкреплением тому может быть покачивание головой и повторение слов «нет, нет!». Так ребенок учится понимать запреты.

Игры с командами «Помаши ручкой», «Дай мне мяч!», «Дай мне куклу!», игра в прятки «Ку-ку» и др. доставляют ребенку большое удовольствие, а от родителей требуют известного терпения. Они во многом способствуют формированию у малыша навыка целенаправленного действия и одновременно совершенствуют его умственное развитие.

Примерно к концу первого года жизни ребенок уже понимает значения более чем десяти слов, а пять слов, возможно, уже произносит самостоятельно. Ему все лучше удается повторять за родителями отдельные слоги или целые слова. Родители должны продолжать много говорить с ребенком, разглядывать вместе с ним книжки с картинками и комментировать их простыми словами. Необходимо также продолжать показывать и называть ребенку окружающие его предметы.

В десять месяцев ребенок начинает, придерживаясь за стенки манежа или за другие предметы, ходить вперед или боком. Теперь уже можно водить его за ручку по квартире, совершая небольшие прогулки. Некоторые дети к концу первого года жизни могут короткое время стоять без поддержки и делают первые самостоятельные шаги.

Конечно, все дети развиваются по-разному. Поэтому приведенные примеры могут служить только общими ориентирами. Однако если возникают серьезные опасения в замедленном развитии ребенка и у родителей складывается впечатление, что отставание составляет около двух месяцев, необходимо проконсультироваться с детским врачом. Чем раньше выявляется отставание в развитии (которое может быть симптомом мозгового нарушения), тем легче скорректировать его с помощью соответствующих мероприятий. Именно в младенческом возрасте мозг наиболее восприимчив к внешним воздействиям и отличается необыкновенной гибкостью. Но эти свойства заметно ослабевают уже в период раннего возраста, после первого года жизни.

К оглавлению "Первые три года жизни"